Логопедический массаж для детей: виды, техники, применяемые в домашних условиях

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов.

В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях. В рекомендациях также приведены показания к применению массажа при различных речевых нарушениях, систематизированы приемы логопедического массажа.

Данные методические рекомендации по проведению логопедического массажа могут быть полезны логопедам, дефектологам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М. Е. Хватцев

Коррекция произносимых звуков зондовым массажем языка

Самым частым нарушением речевого аппарата является дизартрия. У малыша появляются проблемы с артикуляцией и произношением многих звуков. При таком диагнозе логопеды назначают зондовый массаж.

Этот метод ускоряет правильное становления звуков и налаживает работу артикуляционных мышц лица, улучшает мелкую моторику ребенка. Без этой процедуры коррекция дизартрии может занять 5-10 лет. Способ не требует особых условий. Его может делать логопед, имеющий специальные знания и навыки.

Однако, это дополнение для терапии, а не панацея от всех проблем с речью. Он подготавливает почву для становления речевых навыков у малыша. Параллельно должны вестись иные этапы терапии.

При неправильном проведении массажа, у ребенка может появиться страх и боязнь инструментов. Некоторые логопеды действуют весьма грубо. После подобного малыш может отказаться от процедур.

Противопоказания к проведению зондового массажа

Курсы массажа назначаются неврологом после тщательного обследования. Проводить сеансы нельзя в ряде случаев:

  • при наличии эпилепсии различных форм;
  • при протекании соматических, инфекционных заболеваниях;
  • при стоматите, гингивите, болезнях кожи, герпесе;
  • повышенной пульсации, высоком артериальном давлении, плохом самочувствии.
  • тошнота, рвота.

Перед проведением сеанса, специалист должен осмотреть ребенка и убедиться в безопасности проведения процедуры. Для решения сложных проблем с речью должен быть разработан комплекс мер. В него должны входить также специальные препараты, физиотерапия.

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:

  • задержка речевого развития;
  • дефекты голоса, речи;
  • афазия;
  • алалия;
  • дислалия;
  • гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
  • частичная афония;
  • ограничение подвижности языка, неба, губ;
  • ДЦП;
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • аномалия развития артикуляционных мышц;
  • разные виды заикания.

Логомассаж не проводится при:

  • болезнях кожи;
  • инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
  • увеличении лимфоузлов;
  • герпетической инфекции;
  • обострении соматических заболеваний;
  • ссадинах, порезах, синяках на лице;
  • тромбозах;
  • онкологии;
  • грибковых поражениях кожи.

Справка!

Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.

Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания.

Настроение — главный помощник логомассажа

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Виды логомассажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Массаж рук для детей для развития речи

Если малышу нет трех месяцев, проведение такого типа массажа необходимо согласовать с неврологом. Если никаких заболеваний и нарушения по неврологии нет, процедура сводится к поглаживаниям, растираниям и разминке каждого пальчика в отдельности. После трех месяцев можно использовать предметы с выступами. Их нужно катать в ручках. Такие движения проводятся с обеих сторон ладоней. В качестве предметов можно использовать карандаши, орехи, мячики. Техника после года:

  • малыш должен зацепить одноименные пальчики разных рук;
  • ребенок крепко держит пальчики, родитель в это время должен рассоединить их;
  • ручками ребенка промассировать каждый пальчик;
  • зажать пальчики между средним и указательным пальцами и вытянуть их, одновременно совершенно покручивающие движения.

Чтобы ребенок понял, как проводить движения, родитель должен сам показать и помочь ребенку.

Основные приемы в логопедическом массаже

Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
  • Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
  • Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
  • Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.

Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Особенности проведения стимулирующего массажа

Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.

Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.

О логопедическом массаже

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Противопоказания к проведению

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:

Польза массажа

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  • Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Задачи логопедического массажа

Основными задачами логопедического массажа являются:

— нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

— активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

— стимуляция проприоцептивных ощущений;

— подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

— уменьшение гиперсаливации;

— укрепление глоточного рефлекса;

— афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказания логопедического массажа

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Правильное положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

  1. В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
  2. Ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
  3. Ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.)

Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение «Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Рекомендации для выполнения логопедического массажа

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

• поглаживание от середины лба к вискам;
• поглаживание от бровей к волосистой части головы;
• поглаживание от линии лба вокруг глаз;
• поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
• поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
• поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
• легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
• надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

• поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
• поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
• поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
• поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
• точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
• легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

• поглаживание лба от середины к вискам;
• поглаживание лба от бровей к волосам;
• поглаживание бровей;
• поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
• поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
• сжимание подбородка ритмичными движениями;
• разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
• перетирание щечной мышцы (указатель¬ный палец во рту, остальные снаружи);
• пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

• поглаживание от середины верхней губы к углам;
• поглаживание от середины нижней губы к углам;
• поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
• пощипывание губ;
• легкое покалывание губ.

3. Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

— точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

— вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

— От середины языка к его кончику и обратно.
— От центра языка влево и вправо («ёлочка»),
— От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
— Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
— Пощипывание и растягивание краев языка.
— Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Работа по преодолению слюнотечения

1. Научить детей хорошо жевать — вначале с запрокинутой головой.

2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.

3. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Желаем вам успехов!!!

Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением

Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

«Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
— Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.

«Дорога»: большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.

От города дорога в гору,
А из города — с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню — в гору.

«Ноги и ножки»: точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.

Большие ноги
Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

«Дрова»: горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.

На дворе — трава,
На траве — дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова
На траве двора!

«Волк»: язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.

Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем.

«Щенок»: перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.

Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

«Мыло»: перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения.

Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла
— Так мылилась Мила.

«Болтунья»: выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.

«Баран»: большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо.

У барана рога
Скручены — перекручены,
Вверчены — переверчены.

«Гармошка»: указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка
Играет на гармошке.

«Оса»: надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.

Ужа оса ужалила.
Ежу ужасно жаль его.

«Змея»: выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.

Змея ползет по травке,
Змея везет подарки:
Змеенку и змеючке
Зелененькие брючки.

«Барабан»: выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.

Обрадован баран
— У барана барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал
— Вдруг порвался барабан!

«Молния»: двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.

Ярко молнии сверкают,
Тучи стрелы посылают.
Небо светится огнем,
Искры сыплются дождем.

«Виноград»: большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.

На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

«Веник»: указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.

Валя веником метет,
Валя песенку поет:
— Я мету, мету, мету,
Быть неряхой не хочу!

«Пироги»: ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.

Съел молодец
Тридцать три
Пирога,
Да все с творогом.

«Елочка»: большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.

«Гуси»: большим и указательным пальцами пощипывать язык.

Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Совмещение нескольких массажных движений

«Курочка»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки
— Малые ребятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.

«Борщ»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Боря борщ варил, варил
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка.
Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.
Толя борщ варил, варил
Да переварил. Круговые движения пальцем.
Толя борщ солил, солил
Да пересолил. Пощипывание языка.

Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки

«Крот»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Во дворе горка, Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Под горой норка. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
В этой норке
Крот стережет норку. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

Терёхина Елена Александровна,
логопед. Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Гармония», г. Нягань

Что понадобится

Для проведения логопедического массажа языка ребенка уложить на прямой поверхности (под шею тугой валик) или удобно усадить. Накрыть лицо чистой плотной тканью, отжатой в теплой воде, на 5 минут. Набор инструментов в домашних условиях минимальный:

  1. Щетка.
  2. Одноразовые перчатки.
  3. Стерильные салфетки или венчик для фиксации язычка.

Его удерживают аккуратно, не надавливая, не вызывая дискомфорт. Следите, чтобы ребенок смог сглатывать. Нельзя забывать про гигиену. Каждое упражнение выполняется минимум 10 раз. Особенно показан массаж языка логопедический ребенку дома при дизартрии, усиленном слюноотделении и функциональных нарушениях голоса.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе. Помощь логопеда онлайн Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн. Логопед по Skype Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи. Переподготовка на логопеда

Разминка

Чтобы расслабить спастичность артикуляционной мускулатуры, нужно тыльной стороной щетки провести по язычку от корня к кончику. Массаж расслабляющий, и поэтому все движения должны быть медленными и плавными. Упражнение нужно проделать 10 раз. Также, надо помнить о сглатывании.

Солнышко

Его проводим с помощью щетки и ее щетинок. Это движение делается о середину язычка в разные стороны, словно вырисовывая лучики. Важно соблюдать аккуратность. Не нужно давить щетинками об язык, чтобы не травмировать его.

Ёлочка

Упражнение делается просто: вырисовывается силуэт дерева, от корня к кончику, и веточки, от середины язычка к периферии. Все манипуляции должны быть медленными.

Ветерок

Делаем движения сначала слева, далее по направлению от корня язычка к кончику, не надавливая и повторяя ещё раз. Также, щетку слишком глубоко засовывать не нужно, чтобы не вызвать у ребенка рвотный рефлекс. А также, не надо забывать о том, что все движения повторяются по 10 раз. Теперь движемся уже в другом направлении, с права налево. Спускаясь ниже, от корня нужно двигаться к самому кончику.

Дождик

Это упражнение проделывается также, с помощью щетинок, медленно и осторожно, по направлению от корня к кончику. Не нужно сильно бить язычок и забывать про кончик, который надо обработать в самом конце.
Для следующего действия, нужно использовать тыльную сторону щеточки. Производятся такие же движения как и при дождике, но уже тыльной, гладкой стороной.

Большие лужи

Это последнее, расслабляющее и завершающее упражнение. Рисуют большие лужицы, тыльной стороной щетки, круговыми движениями, от середины к краям. В завершение сделать поглаживающие движения и на этом закончить.
Предлагаем посмотреть видео для лучшего понимания техники выполнения. Повтор в логопедическом массаже языка минимум 10 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *